Статьи.

Процесс индивидуации.

индивидуация, гармония, мандала, Как я и обещала, в продолжение статьи «Аналитическая психология К.Г.Юнга», предлагаю рассмотреть этапы процесса индивидуации. Попытаться понять, что такое индивидуация, с чем она связана, для чего необходима и нужна ли вообще…

В первой половине жизни, взрослея, человек учится приспосабливаться к социуму. Подбирает те или иные механизмы взаимодействия с миром, исходя из своих потребностей. В разных ситуациях, с разными людьми мы взаимодействуем по-разному. Это, своего рода «маски», которые необходимы нам для налаживания контактов. Как правило, часто используемые «маски» влияют на восприятие человеком своего «Я», того, «какой я»…

Так вот, первым этапом индивидуации является «раскрытие персоны»(снять маски). Здесь происходит первая встреча с настоящим, реальным, внутренним «Я». Эта встреча может очень не понравиться, т.к. не совсем соответствует привычному образу…
По мере усваивания, необходимых для адаптации к социальной жизни действий, мыслей, оценок, в соответствии с нормами этики конкретного общества – все «не этичное», не подходящее под сознательное «Я», вытесняется и подавляется в бессознательном. Так, в противоположность «Персоне», появляется «Тень»…

что такое индивидуация, встреча с Тенью, Юнг
встреча с Тенью.

«Встреча с Тенью» – второй этап процесса индивидуации.
По сути, «раскрытие Персоны» и «встреча с Тенью» — это две взаимообуславливающие стороны одного процесса. Раскрытие Персоны сопровождается проникновением в сознание различных фрагментов Тени. Персона препятствует реализации тени. Происходит, своего рода, борьба противоположностей. Процесс раскрытия Персоны будет успешным только в том случае, если сознание способно понять, переработать и принять бессознательные переживания (содержания Тени).

Далее следует интеграция таких важных архетипов как анимус/анима.
Как может происходить идентификация с Персоной, так же может происходить идентификация с Анимой (у мужчин) и с Анимусом (у женщин). Такое «слияние» можно наблюдать у феминных («женственных») мужчин и маскулинных («мужественных») женщин. Феминные и маскулинные качества усваиваются во взаимоотношениях с каждым из родителей. Достаточная выраженность и устойчивый баланс этих качеств является необходимым условием для адекватной половой идентификации.

Чем глубже человек распознает в себе, принимает внутренне проявление архетипических элементов, тем более реальной становится замена прежних установок на новую этику, целью которой становится обретение Самости.

Самость, как полагал Юнг, является психологическим носителем образа Бога в человеке. Самость, как центральный архетип, является руководящим принципом личности, отражая ее потенциальную целостность. То есть, «человек развивающийся», находится в постоянном поиске врожденной, нераздельной целостности. Целью этого поиска является самореализация.

Обретение Самости возможно лишь при условии интеграции (осознавании, принятии) всех подструктур личности, связанных как с личным, так и с коллективным бессознательным. Отвержение какой-либо из частей личности действует как сопротивление личностному развитию. Чем сильнее сопротивление, тем ярче эта часть проявляется в сновидениях, фантазиях, в фобиях… Наличие множества таких «отверженных» подструктур ведет к дисгармоничному развитию – к неврозу, а в худшем случае – к психической патологии.

Так, индивидуация является не только «этической необходимостью», но и одной из базовых составляющих полноценной жизнедеятельности личности.

Аналитическая психология К.Г.Юнга обширна и увлекательна. О процессе индивидуации, интеграции архетипов, об их символике и проявлении в «посланиях» бессознательного можно говорить бесконечно. Я попыталась вкратце описать суть и значение данного процесса в жизни каждого человека. Надеюсь, у меня получилось.

Всего Вам доброго.
С уважением, Гриб Оксана Николаевна.

Добавить комментарий