Статьи.

Аналитическая психология.

аналитическая психология, индивидуация, Добрый день. Хочу поделиться с Вами основными принципами самой, на мой взгляд, интересной и захватывающей теории: Аналитическая психология К.Г.Юнга.
Данная теория появилась на свет после колоссальной работы, проделанной К.Г.Юнгом в переработке психоанализа и изучении психологии, философии, астрологии, археологии, мифологии, теологии и литературы.

Основные концепции и принципы.
Структура личности.
Юнг утверждал, что душа (личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания, включающим в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены и забыты. Здесь содержатся комплексы – эмоционально заряженные мысли, чувства и воспоминания, вынесенные человеком из своего прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Человек может растрачивать огромное количество психической энергии на деятельность, связанную с темой комплекса. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого уникален и, как правило, доступен для осознания.

Коллективное бессознательное – более глубокий слой в структуре личности. Представляет собой хранилище скрытых следов памяти человечества. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Архетипы.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных психических образов – архетипов («первичные модели»). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Например, при неожиданной встрече с матерью, близким человеком, незнакомцем, змеей или смертью – эмоции, мысли, поведение у различных людей будут схожими.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть. Каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а так же часто встречаются в культуре в виде символов. Понимание архетипических символов помогает в анализе сновидений.
В теоретической системе Юнга особое внимание уделяется следующим архетипам: персона, анима/анимус, тень и Самость.

Персона (маска) – это наше публичное лицо. Т.е. то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Это множество ролей, которые мы проигрываем в социуме. Персона, как архетип, необходима нам для налаживания контактов с людьми. Но бывает, что человек «увлекается» своей персоной и это уводит его от истинного эмоционального опыта.

Тень — противоположность персоны. Подавленная темная, дурная, животная сторона личности. Здесь содержатся социально не приемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Юнг рассматривал Тень, как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни человека. А вот, направить эту силу в нужное русло – функция эго.

Анима/анимус – эти архетипы основаны, частично, на том биологическом факте, что в мужском и женском организме вырабатываются мужские и женские гормоны.
Анима – внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона.
Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.
Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации.

Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Это сердцевина личности, вокруг которой объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, развитие Самости – это главная цель человеческой жизни.
Гармонизация всех частей души – сложный процесс. А архетип Самости реализуется только тогда, когда наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных.
аналитическая психология, структура личности.

В следующей статье я расскажу вам об этапах процесса индивидуации, согласно аналитической теории К.Г.Юнга.

Всего Вам доброго.
С уважением, Гриб Оксана Николаевна.

Добавить комментарий